главная страница | назад | животный мир | растения | туристам
 

 

ЖИТЕЛЕЙ КОМАНДОРОВ ХОТЕЛИ КОРМИТЬ КИТАМИ


История промысла китов на северо-восточном побережье Азиатского материка насчитывает несколько тысячелетий. Китовый промысел - исконное занятие коренных жителей этих мест. Отмечая численность китов, известный путешественник С.П.Крашенинников писал: "Китов, как в океане, так и в Пенжинском море, великое множество, что в тихую и ясную погоду усматривается по фонтанам, которые они из жерла, что на голове, пускают".

Русский император Петр I, понимая важность добычи китов, неоднократно пытался организовать русский китобойный промысел в северных водах, но иностранные конкуренты отказывались обучать русских моряков новому виду промысла. Отсутствие профессиональных китобоев и оснащенных судов не позволило развить китобойный промысел на Тихом океане и Российско-Американской компании. Хотя доход, получаемый компанией с одного кита, был очень высоким и составлял до 20 тыс. рублей, местным промышленникам-китобоям выплачивалось всего по 20-30 рублей. В то время как Российско-Американская компания не использовала свои возможности, промыслом китов в российских водах безнаказанно занялись американцы.

В 1846 году начальник Камчатки Машин доносил генерал-губернатору Восточной Сибири: "Неограниченный промысел иностранных китобойных судов в Беринговом море и даже в бухтах и заливах Камчатки и Охотском море за последние 5-6 лет растет очень быстро. Летом 1845 года к берегам Камчатки приходило до 500 китобойных судов всех наций". До середины XIX века китов в Тихом океане на самом деле было чуть ли не больше, чем рыбы. По данным морского офицера В.Збышевского, с 1847 по 1861 год вывезено жира и уса за границу на сумму 130 миллионов долларов! В конце XIX века русские промышленники О.Линдгольм и А.Дыдымов имели положительный опыт промысла китов.

Следующая страница истории китобойного промысла, прочесть которую мы предлагаем читателям "НКП", связана с деятельностью Акционерного Камчатского общества.

Виктор БОРИСОВ

В 1929 г. перед Акционерным Камчатским обществом (АКО) была поставлена задача по организации в водах Камчатки китобойного промысла. Начало отечественного китобойного промысла на Дальнем Востоке России относится к 1850 г., когда была основана "Российско-Финляндская компания". С 1864 г. успешно действовало аналогичное предприятие Владивостокского купца О.В.Линдгольма. В 90-х гг. XIX в. на Тихом океане появились первые паровые китобойные суда "Геннадий Невельской", "Николай" и "Георгий", специально построенные для этой цели в Норвегии. В 1903 г. "Тихоокеанское китобойное рыбопромышленное акционерное общество графа Г.Г. Кейзерлинга и К°" располагало плавучей китобазой "Михаил" грузоподъемностью 5000 т. В последующие годы китовый промысел в дальневосточных водах производился иностранными компаниями. По свидетельству Н.В.Слюнина, у берегов Приморской области, в состав которой входила Камчатка, еще в 1889 г. было добыто китового жира и уса на сумму 1280000 рублей. Этот промысел, не принося российской казне ни копейки, способствовал хищническому истреблению китов. Спустя два десятилетия губернатор Камчатской области действительный статский советник Мономахов во всеподданнейшем отчете за 1912-1913 гг. констатировал, что "промысел китов и моржей с каждым годом заметно уменьшается вследствие истребления американцами этих животных...".

22 мая 1923 г. в Москве был подписан концессионный договор с норвежским предпринимателем Х.Христиансеном, согласно которому последнему предоставлялось право ведения промысла всех видов китов в пределах 12-мильной полосы вдоль северных берегов РСФСР, от северного конца м. Сердце-Камень до м. Лопатка. Срок концессии был определен в 15 лет и 5 месяцев - до января 1938 г.

1925 г. стал первым сезоном работы компании Христиансена, получившей название "Вега". Она промышляла вдоль восточного побережья Камчатки, преимущественно в районах бухт Моржовой и Глубокой. В ее составе работало 4 китобойца и плавбаза "Комодорен I" дедвейтом 9000 тонн. За сезон с июня по октябрь было убито 286 китов (по данным камчатского губревкома, 380), в то время как промысловая программа была рассчитана на добычу 800 животных. Всего было получено 1582,6 т жира, стоимость которого составила 200 тыс. долларов.

Использование китовых туш было крайне нерациональным. С них снимался только жир, а мясо и китовый ус выбрасывались за борт. Сторожевое судно "Воровский" зафиксировало, что в бухте Глубокой плавало много ободранных китов, уже начавших разлагаться. Это могло отпугнуть китов от бухты и помешать ходу лососевых.

На судах флотилии, имевших современное оборудование и снаряжение, работали интернациональные экипажи. Кроме норвежцев, немцев и англичан на китобазе были негры и американские эскимосы, причем последние использовались для самой грязной работы на жиротопне. В сезон 1925 г. численность экипажей судов флотилии насчитывала 120 человек. "Вега" была обязана принимать для обучения ведению промысла и обработке китов граждан СССР. В 1926 г., когда суда компании пришли из Мексики в Петропавловск, на них была направлена группа камчатцев.

За сезон 1926 г. "Вега" добыла 284 кита, из которых 110 было убито возле Командорских островов. В этом году китобойная флотилия работала в составе шести судов - базы "Комодорен I" и 5 китобойцев. Производственная программа, по заявлению администрации флотилии, выполнена не была. Однако камчатский губревком полагал, что эти сведения были не верны, так как "...завод работал весь сезон без перебоев с полной нагрузкой. Случалось часто так, что из-за невозможности переработки китов срезалось для обработки только сало и прочие особо ценные части кита. Остальное - мясо, кости и прочее выбрасывалось, а между тем завод приспособлен к стопроцентной утилизации животного... Не редкость, когда убивалось до 10 штук китов в день. Максимальная же пропускная способность рассчитана на 5-6 китов...".

Концессионный договор не запрещал охоту на китов вблизи заповедников. Дополнительные соглашения, заключенные по инициативе камчатского губревкома, не позволяли проводить добычу и обработку китов возле м. Лопатка, Кроноцкого и Карагинского заповедников. Однако они не распространялись на Командорские острова, возле которых летом 1926 г. производился основной китовый промысел. Стрельба из китобойных пушек, загрязнение моря и берега нефтепродуктами, а также появление касаток, привлеченных отходами промысла, создавали угрозу для стад котиков и морских бобров.

Командир китобойной экспедиции норвежец Отто Пауст дал следующие сведения о ходе добычи китов летом 1926 г. в камчатских водах. Район промысла располагался между 51 и 67 параллелями. Весь июнь флотилия безрезультатно промышляла у берегов Камчатки, базируясь в б. Моржовая. 4 июля флотилия переместилась в прибрежные воды Командоров, где были добыты 103 кита из 126, убитых до 25 августа. Всего же за этот сезон планировалось добыть 400 китов.

В 1927 г. "Вега" вела промысел китов у берегов Камчатки флотилией, состоявшей из плавучей базы "Комодорен I" и китобойцев "Анадырь" и "Селина". С середины июля по конец октября она добыла 283 кита, из которых было получено около 2600 т китового жира на сумму 40,4 тыс. фунтов стерлингов. Деятельность "Веги" закончилась 13 октября постановлением Главконцесскома. "Вега" продала плавбазу и оба китобойца компании "Аргентина де Песка" за 1450 тыс. норвежских крон.

Так закончилась попытка ведения китобойного промысла у берегов Камчатки силами иностранной компании. "Как и раньше, когда наши воды изобиловали китами, так и теперь, когда запасы китов уже подорваны, мы не смогли и не сумели стать китобоями. Судов у нас не имеется в достатке и для перевозки грузов. Не имеется у нас и крупных средств... Упадок промысла и опустошение недавно богатых китами районов говорят сами за себя. Перспектив, побуждающих нас вкладывать средства, в китобойном промысле Дальнего Востока, таким образом, не намечается..." - отмечалось в одной из работ того времени.

Однако этот вывод опровергался высокой доходностью продукции китобойного промысла, значительное количество которой шло на экспорт. Так, только одного китового уса с каждого кита реализовывалось на сумму от 3000 до 5000 руб. Сокращение затрат на завоз на территорию Дальневосточного края технического и пищевого жира также являлось существенным фактором, стимулирующим развитие китобойного промысла. Потребность в жире, по данным Дальгосторга, в 1923-1924 гг. оценивалась более чем в 3300 т на сумму более 1300 тыс. руб., а в 1924-1925 гг. - в 2160 т на сумму 930 тыс. руб. В 1926 г. начальник командорских пушных промыслов К.Кулагин предлагал проект устройства берегового завода по переработке китовых туш. По его мнению, дальнейшее экономическое развитие Командоров не могло быть обеспечено только за счет пушного промысла. Избыток островной рабочей силы можно было задействовать на китобойном промысле, который "здесь как нигде обещает самые положительные последствия...".

Такие, например, как отказ от завоза на острова консервированного мяса и солонины и замена их китовым мясом, - вывоз китового мяса в Японию, получение ценного сырья для отечественных предприятий, в частности для Владивостокского мылозавода, работавшего на привозном сырье, и подкормка песцов китовым мясом, которая позволила бы засолить или консервировать использующуюся для этого красную рыбу. Предлагалось устройство при жиротопном заводе консервного отделения производительностью 300 тыс. банок за сезон. Это позволяло получить не менее 30 тыс. руб. прибыли ежегодно.

Норвежец О.Пауст полагал, что такой завод, располагающий двумя китобойными судами, мог ежегодно промышлять минимум 150 китов. По его расчетам, один кит, переработанный на плавучей базе, приносил доход около 1700 руб. Сезонный доход берегового жиротопного завода, утилизирующего всего кита, мог превысить 375 тыс. руб. Стоимость постройки завода оценивалась Паустом в 1160 тыс. норвежских крон, в число которых входили затраты на приобретение китобойцев, 6 жиротопных котлов, 3 паровых лебедок и т. д.

Практическая организация китобойного промысла началась в 1930 г. В плане АКО по распределению средств на капитальное строительство на оборудование плавучей китобойной базы и приобретение 4 судов-китобойцев предполагалось выделение 1400 тыс. рублей в иностранной валюте. На эти деньги общество купило в США пароход "Глен Ридж", построенный в 1919 г., который намечался к переоборудованию под китобойную базу, и заказало в Норвегии специализированные китобойные суда. До реконструкции "Глен Ридж", получивший новое название "Алеут", имел длину 115, ширину 16 м, водоизмещение 10573 т и представлял собой двухпалубный сухогруз спардечного типа.

В начале 1930 г. для приемки парохода в американский порт Балтимора был направлен капитан А.И.Дудник. В марте "Алеут" прибыл в Осло. Но китобойный сезон 1930 г. оказался упущенным, и АКО обратилось к "соответствующим организациям об ускорении переоборудования китобойной флотилии в Ленинграде...".

17 марта 1930 г. там состоялось совещание по вопросу переоборудования "Алеута" в плавучую китобойную базу. Были сделаны предложения Судотресту и Балтийской конторе Совторгфлота. Первый от заказа отказался, а Совторгфлот выдвинул ряд требований, в случае соблюдения которых работы можно было провести в Кронштадских доках.

В основу планов переоборудования судна легли чертежи норвежских фирм. Дополнительную информацию по проекту предполагалось получить, используя заграничную командировку инженера Седова. Работы возглавил главный инженер В.Н.Цапенко.

Первоначальная конструкция судна была изменена: модернизированы грузовое устройство путем установки 13 паровых лебедок грузоподъемностью по 5 т, рулевое устройство, швартовое устройство за счет применения двух электрических шпилей, увеличена мощность опреснительной установки. Вновь установленное промысловое оборудование включало лебедки и слип. Подъем китовых туш осуществлялся двумя паровыми лебедками грузоподъемностью 30 т и одной - грузоподъемностью 15 т. Слипы на китобойных базах стали использоваться с середины 20-х гг. Оборудованный на "Алеуте" слип имел ширину 5, длину 17 м и угол наклона 45 градусов. Разделка китов могла вестись на двух площадках - носовой и кормовой, соединенных специальным коридором. На китобазе были установлены жиротопные котлы, сепараторы и жироуловители, отстойники, а также три паровые пилы. Главная энергетическая установка судна включала три паровых котла и поршневую паровую машину, которая приводила во вращение 4-лопастный гребной винт. Скорость полного хода составляла 9,5 узла. Главные котлы работали на угле, полный запас которого насчитывал 3813 т.

28 июня 1932 г. "Алеут" под командованием капитана Л.И.Бурхардта вышел из Ленинграда на Дальний Восток в свой первый рейс. На борту находился экипаж численностью 126 человек. В Кильском канале к нему присоединились три судна-китобойца ("Трудфронт", "Энтузиаст" и "Авангард"), специально построенные на норвежской верфи в Тансберге. Суда длиной 37,8 м и водоизмещением 538 т были оборудованы гарпунными пушками и паровыми лебедками и развивали скорость 12,5 узла.

Уже во время перехода на Дальний Восток, 25 октября 1932 г., были добыты первые два кита и положено начало дальневосточному китобойному промыслу. По пути во Владивосток флотилия добыла еще 20 китов, а 27 февраля 1933 г. прибыла в порт, где командование "Алеутом" принял капитан-директор А.И.Дудник.

Первая советская китобойная флотилия недолго входила в состав АКО - вскоре она была передана в Дальморзверьпром. В планах развития рыбной промышленности в четвертой пятилетке (1943-1947 гг.) предполагалось возродить китобойный промысел в рамках АКО. Осуществлению планов помешала война.

К 1935 г. объем добычи флотилии "Алеут" достиг 500 китов в год.

В 1956-1958 гг. в течение зимних периодов во Владивостоке силами Дальзавода была произведена модернизация "Алеута", после которой китобаза работала еще десять лет. В 1968 г. "Алеут" и три первых китобойца были списаны.

Сергей ГАВРИЛОВ,
доцент кафедры судоэнергетических установок КГАРФ

ОТ РЕДАКЦИИ. После создания Международной китобойной комиссии (1946 г.) 17 стран заключили соглашение об охране китов. В 1972 г. все страны-пользователи морских ресурсов приняли решение о прекращении китобойного промысла в Мировом океане. Тем не менее СССР продолжал охоту на китов до 1986 г., Норвегия и Япония ведут ее до сих пор.

№42 (11.11.99)

 

 
главная страница | назад | животный мир | растения | туристам
 
Hosted by uCoz