главная страница | назад | туристам | география | мотоциклы и снегоходы
 

Дороги и транспорт

... да куда она, нахрен, из колеи денется.

Дороги. Кажется Черчилль (может я и не прав) сказал: "В России нет дорог, в России есть направления". По этому случаю вспоминается старый анекдот:

 Американец и русский разговорились о своих дорогах. Американец говорит: - "Я когда еду по дороге, ставлю стакан с водой на капот и гоню со скоростью 100км\час. Ни одна капля воды не расплескается.
Русский: - "А мы все залезаем на заднее сиденье и всю дорогу в карты режемся да пиво пьём". 
- "А кто же машиной управляет?!". 
- "Да куда она , на хрен, из колеи денется".

Еще в середине 20 века у нас на острове ездили на собачьих упряжках. Но Советская власть успешно поборола этот пережиток прошлого. На остров усиленно завозили вездеходы и прочую тяжелую технику. А собачки портили картину и отчетность в области индустриализации и движения к прогрессу местным начальникам сельсовета, или как его там раньше называли. В конце 80-х когда, я только приехал на остров, по нему вовсю бегали гремя и раскидывая во все стороны землю железные монстры. Пожиратели бензина. ГТС,. ГТТ и ГТА. Чтобы не путать читателя - просто вездеходы. И бегало их тогда штук 15. Это на тысячу с небольшим населения. Не меньшее количество было и тракторов и тяжелых автомобилей. Не было только легковых машин. В начале 90-х начали по немного привозить и легковушки. В основном японские. Есть правда одна "Нива" и , вы будете смеяться, два "Запорожца".

Есть даже такая байка: поехала семья в отпуск, сынишка лет 7-8 ни разу в жизни не видел легковой машины. Прилетели они в Петропавловск, поймали такси. Водитель открывает багажник - положить вещи. Сынишка с криком "Я поеду в кузове ГТСа (вездеход)!" - начинает залезать в багажник. Водитель в полном ступоре, родители сконфужены. Сейчас детишки грамотные - телевизор смотрят. Особо "отмороженные" начали даже машины "бомбить". Хотя вычисляются практически всегда. Ну есть у нас несколько таких которые с головой не дружат. В семье не без урода.

"Чистюля" - Тойота Хай Люкс после наших дорог.

Кризис в стране сказался и на нашем автотракторном парке. Техника ветшала, ломалась. Новую уже не везли. Бензин стал дорогим удовольствием, чуть дешевле водки. Запчасти тоже кончились. Вспомнили про старые "запасы", то есть про свалки. Из куч металлолома извлекали еще целые узлы и детали.

Трактора постепенно списывались и приватизировались, переходя в частные руки. Солярка стоила дешево, вернее ничего не стоила. За бутылку покупалась на дизельной станции, которая обеспечивает остров электроэнергией. Теперь народ катается по острову и ездит на рыбалку и за грибами на "Белорусах". Остальные довольствуются мотоциклами. Несколько вездеходов все-таки еще бегают: застава, рыбвод, рота, заповедник.

Море "Лаптевых" - местного розлива.

Вот так выглядят наши дороги в острове. Это еще даже очень хорошая. Это лужа по дороге на озеро Саранное, которая даже имеет свое название - "Море Лаптевых". Правда сейчас она пересохла и не представляет такой опасности. Почему - море объяснять думаю не надо, а вот почему - "Лаптевых"? Да потому что не один водила там свои лапти замочил. И не только водилы там мокнут. Мой шестилетний сын вывалился в это "море" из кабины "Урала" когда тот, без тормозов, туда с горки влетел. Слава Богу все живы и здоровы остались.  Иногда по две-три единицы там скапливалось. Первый сел, а остальные увязли при попытки его вытащить. И вот пока остальные извергают авто мат, гонец бежит в поселок, километров 12 без малого, за вездеходом или тягачом, а заодно и водкой. Самому довелось участвовать в вытаскивании ЗИЛ 157.

По лайде. Море поджимает. Фото Авдеенко А.

Самая лучшая дорога это - лайда. Как по асфальту. Но упаси боже попасть в шторм. Прижмет к самым обрывам. А там песок рыхлый. Техника еле идет, да и шальная волна может залить. Но это к счастью редко бывает. Есть правда "гнилые" участки. Это где мелкая щебенка, крупные валуны. И в прямом смысле этого слова - гнилая морская капуста. Тут можно основательно сесть. Не редки случаи когда техника вставала посреди речки. Моментально замывало песком. Без помощи трактора или тягача не выскочить. Еще и не один трос оборвут пока выдернут. В 2002 году один "джипер" попытался на УАЗе проскочить в бухту Полуденную. Завяз в песке. Пока ходил в поселок за техникой - начался шторм. Вездеход не смог пробиться к машине. Через неделю, говорят, УАЗик был похож на разжеванную консервную банку. Море сделало свое дело.

Доездились. Улетели на "Буране" в ручей. Обошлось без травм.

Докатались. Улетели в речку на снегоходе "Буран". Вытаскивать пришлось всем колхозом. Каждый год что-то подобное случается. То в речку провалятся, то с обрыва улетят. К счастью без жертв. Местность у нас мягко говоря "не ровная", а метеоусловия суровые. Нередко во время охоты в погоне за оленями забираются в такие места, что потом сами удивляются как это удалось оттуда выбраться. Особенно опасны склоны сопок покрытые коркой льда. "Буран" не может удержаться, сползает. Приходится прокапывать специально для него дорогу до более безопасного участка. Иногда длиной не одну сотню метров. Или с риском для жизни сползать к подножию сопки, это если там нет глубокого распадка.

Шарабан, то биш трицикл.Я один раз на трицикле "спустился" с вертикального трехметрового обрыва в распадок. Зима, снег глаза слепит, да еще небольшая оттепель. Эффект - как будто в облаке едешь. Чувство пространства теряется. Что 1 метр, что 10 метров. Вроде небольшая ложбинка... А когда внизу очухаешься - овраг, глубиной метров 5-8. Во время пурги не легче. То кружат на одном месте, то заезжают куда то не туда. Тут нужно чутье, как у собаки. Вот знает человек куда ехать и все тут. Объяснить не может, но знает что надо именно туда ехать. С такими попутчиками как-то веселее ехать. Шансов доехать до намеченной цели больше. Вездеходам зимой тоже не сладко приходится. На подъеме может сесть на днище. Тогда выручает бревно, которое подкладывают под гусеницы, привязывают его к ним. Когда бревно проходит под вездеходом его отвязывают, переносят вперед. Процедура повторяется. И так до тех пор пока вездеход не выберется на более плотный снег. Иногда такие манипуляции могут продолжаться не один час.

Летом конечно попроще. Во всяком случае нет опасности замерзнуть. Но лужи померить придется. По моемому у нас нет ни одного мотоциклиста который бы в наших лужах и речках не искупался. Уж как не старайся, а по воде поездить придется. И не всегда из нее выезжаешь, иногда приходиться и вытаскивать.

Пес по кличке Босс. Освоил "Буран". Фото А. Авдеенко.

Пока хозяин греется, Босс (кличка пса) тоже погреется на теплом сиденье. Да и когда хозяин вернется будет доволен - сиденье нагрето и без снега. Собаки в нашем поселке привыкли к технике и пользуются ей с не меньшим удовольствием чем их хозяева. Собаки ездят на мотоциклах на охоту, с хозяином разумеется. По поселку раскатывают сидя в нартах, а не таща их как раньше. Меняются времена, меняются нравы. Даже у собак :-)

 
главная страница | назад | туристам | география | мотоциклы и снегоходы
 
Hosted by uCoz