До 1825 г. на Командорских островах постоянного населения не существовало. На о. Беринга и на о.Медный Российско-Американская Компания (Р.А.К.) завозила сменные партии русских промышленников (добытчиков) для добычи пушнины морских котов и бобров (каланов). Первая артель была высажена на о.Медный в 1805 году, она состояла из 13 человек. Эта группа морских охотников задержалась на островах надолго. Завозились и другие артели, некоторые члены которых были женаты на алеутках. Документы, датированные 1819 годом, свидетельствуют, что на юге о.Медного в то время проживало (временное поселение) 15 человек, а на севере о.Беринга - 30. Тогда оба острова находились в составе Атхинского отдела Р.А.К. По решению Главной конторы русских колонии Америки правитель отдела Мершенин организовал в 1825 году завоз первой партии алеутов с семьями с о.Атха на о.Беринга. В 1826 году еще одна партия алеутов и креолов* была переселена с островов Атту и Атха. Вместе с первыми русскими артелями завезенные аборигены Алеутских островов и креолы стали первыми постоянными жителями нынешнего Алеутского района Камчатской области. В 1827 году на о.Беринга жили 110 человек (русских - 17, алеутов - 24, креолов - 13; женщин - 21 алеутка, 35 креолок). В последующие годы на островах осели русские пенсионеры (у которых закончились контракты с Р.А.К.) и рабочие, привезенные с Камчатки, Лисьих и Андреяновских островов, о.Кадьяк, из Ситки и Калифорнии. Среди них были эскимосы, несколько индейцев, единичные представители разных народов России, в том числе коренные жители Камчатки - камчадалы и айны. |
После продажи Русской Америки и Алеутских островов Командорские острова отошли к Петропавловскому округу. Особенностью жизни на островах является изолированность от внешнего мира и самих островов друг от друга. В 1879 г. (Б.Дыбовский) на обоих островах алеутов проживало 168 человек (в том числе на о.Медном - 100), креолов в общей сложности 332 человека, среди остальных было 10 процентов русских и других национальностей. Учитывая, что креолы говорили на русском языке и придерживались национальных традиций матерей, то большинство их населения ученые относят к алеутам. В конце XIX - начале XX в. все население островов приняло Православие. Название народа - алеуты - придумано русскими. Самоназвания коренного населения островов различны: сасигнан или саксиннан (о.Беринга), унанган (о.Медный) и т.д. Затем, смешавшись с креолами и представителями других народов, население приняло самоназвание алеутов. Однако язык на о.Беринга и о.Медном общим не стал: сложились два диалекта. |
Письменность алеутского языка, созданная Епископом Камчатским, Алеутским и Командорским Иннокентием (Вениаминовым), который был еще и видным ученым этнографом и лингвистом, на Командорских островах не распространилась. Не создана была письменность на Командорах и в советское время, хотя и были для этого предпосылки: утвердили алфавит, а также издали "Алеутско-русский, русско-алеутский словарь" (Е.Головко). Основной причиною явилась незначительная численность алеутов, компактно проживающих на о.Беринга (село Преображенское на о.Медном было закрыто в 1960-е годы) - 370 человек. Несмотря на очень сильную ассимиляцию, алеуты сохранили свою генетическую структуру, и наука признает их именно алеутами. Хуже с культурой: с отмиранием языка (все меньше и меньше его носителей) утрачены многие национальные обычаи и традиции, угасает устное народное творчество - фольклор. Алеутская интеллигенция, подвижники-старожилы делают все возможное для возрождения и сохранения национальной культуры. В этих целях маленький народ в райцентре - селе Никольском - создал два танцевально-фольклорных коллектива - "Унанган" и "Чиян". Артур БЕЛАШОВ |
Откуда они пришли? Где их прародина?Эти вопросы еще до сих пор не решены учеными. “Владыки студеных морей” - так называли алеутов русские путешественники и промысловый люд. На своих юрких лодчонках, не боясь океанских штормов, они выходили охотиться на китов, на морских львов - сивучей. Происхождение, быт, культура алеутов интересовали участников второй Камчатской экспедиция. Вслед за ними и другие русские путешественники изучали эти вопросы. Большую научную ценность представляют этнографические заметки об алеутах ученого и путешественника Г. А. Сарычева. Эти заметки были сделаны им во время правительственной экспедиции 1785—1793годов, организованной для обследования Берингова пролива и северо-западных берегов Северной Америки. Немаловажный вклад в изучение истории алеутского народа внесли и участники кругосветной экспедиции на кораблях “Надежда” и “Нева” в 1803-1806 годах под командованием капитанов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского.
|
Глубокое и разноплановое исследование культуры и быта алеутов связано с именем русского миссионера И. Е. Вениаминова (впоследствии митрополита Иннокентия) - самобытного ученого, этнографа, лингвиста и биолога. Главный его труд -“Записки об островах Уналашкинского отдела”. Особый интерес вызывает календарь алеутов, который приводит в своем труде И. Вениаминов. В этом календаре отражен традиционный хозяйственно-бытовой уклад алеутов. Так, советский ученый, специалист по истории алеутской народности Р. Г. Ляпунова в ряде своих работ отмечала, что тип хозяйства алеутов, который сложился к XVIII веку, был тесно связан с природными условиями островов и традициями приморского уклада жизни. И хотя область, занимаемая алеутами, на вид была суровой и негостеприимной, в действительности она была благоприятной для ведения приморского охотничье-рыболовно-собирательного хозяйства. Круглый год не замерзающее море и морской берег являлись для алеутов источником всех необходимых средств существования. В то время когда русские путешественники встретились с алеутами, те находились на стадии перехода от доклассового к классовому обществу. Есть основания предполагать, что процесс формирования алеутской народности происходил уже на Алеутских островах. Существует ряд гипотез о путях заселения предками алеутов Алеутских островов. Одна из них заключается в том, что переселение происходило из Азии по южному краю .большого участка суши соединявшего ранее Евразию с Америкой я впоследствии затопленного Беринговым морем. Подтверждением этой гипотезы служит одинаковый возраст (около 9 тысяч лет) берингоморской платформы в самой древней Алеутских островах стоянки Анангула (алеутское название, означающее “кит, плывущий на север). Первая советско-американская археологическая экспедиция, производившая раскопки летом 1974 года на древних алеутских стоянках Анангула и Чалука положила начало новому этапу в координации усилий по разработке “алеутской проблемы”. Были подучены убедительные доказательства преемственности культур Анангулы и Чалуки, что, в свою очередь, подтверждает гипотезу о длительном формировании алеутской народности на территории Алеутских островов. |
Этой же экспедицией были доставлены важные данные, указывающие на происхождение предков алеутов. В частности, раскопки на самой древней стоянке Анангулы - стоянке культуры Пластин - показали, что население этой культуры пришло в район залива Никольский примерно 8700 лет назад, что культура Пластин была генетически связана с некоторыми азиатскими культурами, возраст которых от 17 до 10 тысяч лет. Некоторые ученые высказывают предположение, что прародина алеутов находилась в Восточной Монголии. Как показали раскопки, культура Пластин тяготеет к так называемой тихоокеанской этнокультурной области, которая включает древние культуры Нижнего Амура, Приморья, Хоккайдо, Сахалина, Камчатки. На смену культуре Пластин пришла так называемая культура Деревенского поселения, результаты раскопок на стоянках которой указали, что древние алеуты и жители Охотского моря могли общаться между собой. Предполагают, что местом этих древних контактов были Командоры. Нерешенным до нашего времени остается вопрос, обитали ли люди на Командорских островах до прихода экспедиции Витуса Беринга. Не дали результатов и археологические исследования, проводимые на Командорах в 30-х и 60-х годах. Существует ряд предположений о времени появления здесь людей. Безмолвно хранят тайну несколько найденных на Командорах каменных орудий, которые находятся в собрании Сибирского отделения Академии наук в Новосибирске и в коллекции Алеутского народного музея на острове Беринга в селе Никольском. |
В начале 19 века на Алеутских и Командорских островах началась "пушная лихорадка" Разделку туш морских котиков и обработку шкур выгодней производить неподалеку от мест забоев. Необходимо было создать постоянную базу на Командорских островах. Для этого прежде всего нужны умелые забойщики зверя, люди, знающие толк в пушнине, которые в состоянии жить в суровых климатических условиях. Кто же лучше алеутов отвечал этим требованиям? И вот в первой половине 19 века группу алеутов с острова Атхи завозят на остров Беринга, а с острова Атту - на Медный. С конца 1840-х годов на Командорах стали селиться русские, а также цыгане, эскимосы и другие народности. Соперничая между собой, торговцы переманивали друг у друга алеутов-промысловиков. Платили им, как правило не деньгами, а в основном оружием, водкой и табаком. Острова как магнит начали притягивать к себе любителей легкой наживы. Браконьеры выбивали целые лежбища морских котиков. О чем писал в своем рапорте Гребницкий в 1882 года. В этой ситуации алеуты выполняли роль не только промысловиков, но и охраняли острова от браконьеров. С оружием в руках. И это спасало котиков от полного уничтожения. О набегах браконьеров написал даже Р. Киплинг в "СТИХИ О ТРЕХ КОТИКОЛОВАХ" Администрация и хозяева менялись, а порядки оставались прежними. Болезни, завезенные на острова, нищета, эксплуатация и, конечно же, водка и спирт, которыми щедро расплачивались промышленники, привели алеутов к постепенному вымиранию. Профессор Евгений Суворов много лет работал на Командорских островах. Наблюдая жизнь алеутов, он с горечью отмечал, что вымирание алеутов началось в 80 -х годах XIX века. Рождаемость составляла 4,4 процента, а смертность - 4,6. И если вымирание пойдет теми же темпами и дальше, то менее чем через 50 лет на островах останется только одна уездная администрация, но населения уезда уже не будет. Печальные прогнозы профессора были построены строго на фактах и научной теории. К счастью они не сбылись. Советская власть обратила внимание на маленький народ, на островах начали появляться врачи и учителя. Постепенно процесс деградации удалось остановить. Но к сожалению эхо "пушной лихорадки" сказывается и в наше время - среди алеутов высокий уровень алкоголизма. Как пожалуй и среди других народов Севера. Сопротивляемость к алкоголю у них очень низкая. И уж если начал пить... то до последнего. |
*Креолы - в Северной Америке и потомство от браков русских с алеутскими, эскимосскими и индейскими женщинами |